Кадровый голод

Дефицит квалифицированной рабочей силы в агросекторе стремительно растет. Причин тому немало: низкая заработная плата, непривлекательные условия жизни на селе, внедрение высоких технологий и оборудования, которые требуют определенных знаний и умений. Но есть и еще одна причина, о которой часто забывают, но которая является едва ли не основной. Это неспособность многих аграрных вузов подготовить кадры, знания которых будут востребованы на рынке. Большинство студентов сельхозакадемий обучались по устаревшим программам, сетуют главы сельхозпредприятий. Из-за этого они вынуждены заново переподготавливать выпускников или переманивать специалистов у конкурентов.

Главная причина кадрового голода в АПК – это отсутствие молодой смены специалистов, утверждают опрошенные «АТт» участники рынка. По данным Департамента научно-технологической политики и образования (Министерства сельского хозяйства Российской Федерации), ежегодно российскими аграрными вузами выпускается порядка 87 тыс. человек. Однако на работу в сельхозпредприятия устраиваются лишь 36% молодых специалистов. И, как правило, уровень их подготовки оставляет желать лучшего.

Эта проблема во многом вытекает из качества сельскохозяйственного образования, считают специалисты. Подготовку начинающих аграриев Андрей Даниленко, президент группы компаний «Русские фермы» (Московская обл., производство и переработка молока) по пятибалльной шкале оценивает на три балла. «Сельхозвузы не в состоянии подготовить специалистов, разбирающихся в новейших технологиях, – огорчен он. – В стране практически нет университетов или колледжей, которые бы имели технически оснащенные учебные базы. Студентов часто готовят на устаревшей технике и по учебникам, описывающим устаревшие технологии».

Даниленко поддерживает гендиректор компании «КУН-Украина» Виктор Сыч: «Студентов необходимо учить на современных образцах. Но где аграрному университету взять денег, чтобы купить технику John Deere, Class, Kuhn?».

Даниленко видит выход из сложившейся ситуации в создании альянсов учебных заведений с сельхозпроизводителями. Например, в Америке университеты заключают соглашение с сельхозпредприятием и строят на их базе учебно-производственные комплексы, рассказывает специалист. Спустя некоторое время этот учебный центр может перейти в собственность предприятия, которое заинтересовано в дополнительном доступе к кадрам. Вузы, в свою очередь, приобретают постоянную производственную площадку для практических занятий. Но в России подобных проектов пока нет, хотя некоторые аграрии ограничиваются приемами делегаций из сельхозвузов или сами проводят семинары.

Кузницы кадров

По мнению директора аналитического центра «СовЭкон» Андрея Сизова, в сложившейся ситуации агрохолдингам стоит самим взяться за организацию программ для обучения студентов и переподготовки аграриев, имеющих опыт работы в сельском хозяйстве. Некоторые агрокомпании уже пошли по этому пути, открыв платные обучающие курсы для желающих приобрести практические знания на базе производства. Благодаря этому способу можно не только создать кузницу кадров для своего предприятия, но и получать некоторый доход к основному бизнесу, замечает эксперт.

Однако, по мнению Даниленко, обучать у себя студентов или нанимать специалистов (даже на платной основе) не перспективное занятие. «В своем хозяйстве я несколько раз организовывал подобные учебные центры, – делится он опытом. – В итоге пришел к выводу, что этот путь не дает результата, который компенсировал бы затраты. Во-первых, мне постоянно приходилось отрывать своих специалистов от производства, чтобы они занимались обучением. Во-вторых, для себя мы готовили только 20-30% учеников, а остальных – для других компаний».

В этом вопросе фермер Андрей Давыдов из КФК «ДиК» (Калуга, мясное скотоводство) не согласен с Даниленко. Оптимальный вариант повышения профессионализма кадров – стажировки в успешных российских хозяйствах, убежден он. На своей ферме Давыдов на протяжении трех лет обучает студентов и сотрудников сельхозпредприятий (бригадиров, менеджеров среднего и высшего звена) технологии холодного содержания КРС, сохранности молодняка при отеле и пастбищному менеджменту.
«Занятия проводятся дважды в год (зимой и летом) в течение пяти дней, – рассказывает фермер. – На протяжении дня стажеры работают вместе с сотрудниками на производстве. Вечером я уделяю им час времени, чтобы ответить на вопросы. По окончании учебы мы выдаем DVD фильмы для закрепления знаний». По словам Давыдова, один день обучения обходится аграриям в 1 тыс. руб. (в стоимость входит проживание и питание). За счет этой программы фермерское хозяйство ежегодно получает в среднем 100 тыс. руб. Вырученные средства расходуются на текущую деятельность предприятия.

Маркетинговый ход

Обновление образовательной базы – задача не только государства и сельхозпредприятий, но и компаний-производителей техники, оборудования, средств защиты растений и др., убежден начальник управления кадровой политики МХК «ЕвроХим» Сергей Щербаков.

В последнее время все большее число производителей начинают выделять средства на развитие материально-технической базы аграрных вузов, организовывать обучающие программы для студентов. Например, в марте этого года между компанией «ЕвроХим» и Московским Государственным Университетом Инженерной Экологии было подписано соглашение о сотрудничестве. А специалисты компании Syngenta второй год читают лекции в институтах РГАУ-МСХА им. К.А.Тимирязева и РУДН по прогрессивной технологии средств защиты растений с учетом мирового опыта.

Со слов руководителя отдела развития бизнеса и маркетинга компании Syngenta Александра Берковского, сотрудничество с вузами преследует две цели: подготовку кадров для своей организации и продвижение бренда компании среди будущих аграриев. «По окончании лекционных занятий студентам предлагается написать дипломные работы, – рассказывает Берковский. – В дальнейшем проводится конкурс на лучшую работу. Самые выдающиеся ребята получат стипендию около 4 тыс. руб. и пройдут летнюю практику в наших исследовательских центрах. А тем, кто хорошо проявит свои знания в ходе работы, будет предложено место в штате компании».

Из-за дефицита квалифицированных специалистов на селе компании-производители вынуждены не только участвовать в учебном процессе институтов и профтехучилищ, но и заниматься организацией курсов переподготовки кадров, то есть переобучать людей с опытом работы, говорит замдиректора по развитию сервисного обслуживания компании «Агромашхолдинг» Сергей Государкин.

Низкий уровень эксплуатации сельскохозяйственной техники (регулярных нарушений правил хранения и обслуживания) повышает риск поломок и простоя агрегатов, объясняет специалист. Из-за этого потери по производительности на один комбайн в период уборки могут достигать до 200 т зерна, негодует он. В результате у потребителя заведомо формируется недоверие и предубеждение к новинкам техники, а это сдерживает ее продвижение на рынке.

В этом году специалисты «Агромашхолдинга» разработали комплексную программу «Обучение», которая уже действует в некоторых регионах страны (Красноярском крае, Волгоградской, Томской, Курской, Омской и других областях). Эта программа нацелена на обучение студентов сельхозвузов и профтехучилищ, аграриев с опытом работы и дилеров концерна.
«Например, в июне мы заключили «Соглашение о намерениях по подготовке и переподготовке кадров АПК» с Департаментом по социально-экономическому развитию села Томской области, – рассказывает Государкин. – В рамках этого соглашения планируется совместно организовывать конференции, семинары, симпозиумы, разрабатывать профессионально-образовательные программы по переподготовке кадров, издавать учебно-методические пособия». Со слов специалиста, такая совместная работа с регионами способствует повышению эксплуатационных возможностей техники, существенно влияющих на сокращение простоев тракторов и комбайнов и росту доверия аграриев к отечественной технике. Общение сельхозкомпаний с вузами и обучение уже работающих сотрудников хозяйств – это отличный маркетинговый ход по продвижению своей продукции, добавляет Щербаков из «ЕвроХим».

Несмотря на то, что семинары по подготовке и переподготовке кадров стали проводится компаниями совсем недавно, многие аграрии уже начали жаловаться на однообразие обучающих программ. В связи с этим производителям техники и оборудования стоит подумать, как разнообразить спектр своих услуг, советует Берковский. «Например, наши сотрудники совместно с профессорами университетов создали новую услугу – специальный курс, включающий школу герболога, энтомолога, фитопатолога», – говорит он. По словам специалиста, помимо теоретической программа включает практическую часть, которая нацелена на обучение аграриев составлению системы защиты растений от болезней, сорной растительности и вредных насекомых (для собственного хозяйства). Для сельхозпроизводителей эта услуга, равно как и подобные услуги других компаний, оказывается бесплатно, замечает Берковский. «Все дело в том, что сегодня рынок не воспринимает сервис-обучение как платную услугу, – объясняет он. – Но по мере развития рынка она станет платной», – прогнозирует специалист.

Алена Гроздова, Мария Лушникова
Журнал «АгроТехника»
№4, июль — август 2008

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: