Транспортирование птицы

Транспортирование птицы

На птицеперерабатывающие предприятия птицу нередко доставляют сами птицеводческие хозяйства. Несмотря на это, транспортирование следует рассматривать как одну из ответственных технологических операций, организацию и контроль за которой нужно осуществлять не менее тщательно, чем за любой другой операцией. Это необходимо делать хотя бы потому, что потери массы мяса и возникающие во время отлова и транспортирования механические повреждения живой птицы являются основной причиной очевидных потерь предприятия. Неполное обескровливание, кровоподтеки и ссадины на тушках являются наиболее распространенными пороками, которые возникают при обработке птицы и которые во многих случаях приводят к снижению качества мяса птицы. Количество забракованного мяса от кровоподтеков в несколько раз больше, чем его бракуется от болезней птицы. Примерно 98 % всех кровоподтеков и ссадин на тушках птицы получают не позднее, чем за 24 ч до убоя, т. е. во время отлова или транспортирования. Большую часть тушек птицы, которые по обработке относят к промпереработанному мясу, переводят в эту категорию из-за повреждения тушек после удаления кровоподтеков. Сравнительно часто кровоизлияния бывают причиной падежа птицы во время транспортирования.

Частично потери массы мяса при транспортировании и повреждения на тушках обусловлены объективными причинами. Птицу транспортируют при температуре и концентрации вредных газов, отличных от тех, которые поддерживались во время содержания ее в хозяйстве. Летом температура воздуха внутри клеток во время стоянки автотранспорта поднимается в среднем на 10 °С выше наружной. Концентрация углекислого газа увеличивается на 0,2—0,3 %, а концентрация аммиака достигает 0,004 %. Резкое изменение условий содержания птицы, механические воздействия, изменение обычного состава воздушной среды приводят к тому, что в организме птицы нарушается обмен веществ, глубина которого зависит от продолжительности и способа транспортирования, вида, породы, пола, возраста, живой массы, откорма и продолжительности предубойной выдержки, плотности посадки и т. п. Во время транспортирования происходит интенсивный распад гликогена в мышечной ткани и печени птицы, особенно в первый час транспортирования. Интенсивная мобилизация резерва гликогена мышечной ткани и печени вначале приводит к повышению уровня сахара в крови, содержание которого затем постепенно падает по мере истощения резерва гликогена и отсутствия питания птиц. Биохимические изменения проявляются также в изменении состава крови. При этом происходит распад липидов в сыворотке крови. В первый час транспортирования содержание липидов в сыворотке быстро падает, а при последующем стрессе у самцов замедляется и между 1—2 ч транспортирования начинает возрастать, у самок продолжает падать до 2 ч транспортирования, а затем увеличивается, достигая к 4—5 ч первоначального уровня.

Биохимические изменения в организме птицы, вызванные стрессом во время отлова и транспортирования, отражаются на качестве мяса. В первую очередь это проявляется в интенсивности и глубине протекания гликолиза. При нормальных условиях отлова, плотности посадки птицы в транспортную тару, непродолжительном транспортировании (менее 1 ч) и нормальных условиях убоя гликолиз в тушках птицы обычно протекает нормально и к 24 ч после смерти птицы созревание мяса практически заканчивается. При более продолжительном транспортировании (1,5 ч и более) или стрессовых условиях отлова, навешивания на конвейер убоя и др. гликолиз в тушках птиц протекает замедленно и мясо продолжительное время имеет высокое значение рН, что особенно заметно в ножных мышцах.

Вероятно, полностью исключить неблагоприятное воздействие на организм птицы во время отлова, погрузки и транспортирования пока невозможно, но необходимо создавать условия, при которых влияние этих факторов будет минимальным.

Для смягчения стрессовых воздействий на птицу при отлове и транспортировании примерно за 1—2 ч до погрузки птицу отделяют специальными ширмами или занавесями. Освещенность помещения, где содержится птица, перед отловом уменьшают — она не должна превышать 4 лк. При таких условиях птицу легче ловить и она быстрее успокаивается после помещения ее в транспортную тару.

Ловить птицу следует спокойно, не делая резких, размашистых движений, и, как правило, за крылья. Наиболее часто кровоподтеки на тушках птицы возникают в подкожной ткани и особенно в ножных мышцах, если птицу ловили за ноги. При ловле птицы за крылья число кровоподтеков на тушках заметно меньше, а в ножных мышцах кровоподтеки почти не встречаются.

Во всех случаях следует соблюдать рекомендуемую плотность посадки птицы в транспортную тару. При малой плотности посадки птица во время транспортирования сильно перемещается по клетке и в результате ударов о стенки и о другую птицу получает механические повреждения. При большой плотности посадки она быстро переутомляется, что приводит к увеличению количества павшей птицы во время транспортирования. Оптимальное количество птицы, которое можно разместить на 1 м2 площади транспортной тары,- определяется размером птицы, ее живой массой. Общим правилом при размещении птицы в транспортную тару является следующее: птица не должна иметь свободы перемещения, т. е. ее посадка должна быть достаточно плотной, каждая птица должна иметь возможность разместиться на полу сидя.

Допустимая плотность посадки (в головах на 1 м2 площади тары), не более: куры яичных пород — 35, куры мясных пород — 20, цыплята-бройлеры — 35, индюшата—12, индейки — 8, цесарята — 45, цесарки — 35, утята — 25, утки — 18, гусята — 12, гуси — 8.

Оптимальной плотностью посадки в зависимости от живой массы птицы можно считать (в головах на 1 м2): мелкие цыплята живой массой около 750 г — 44; крупные цыплята-бройлеры массой до 2 кг — 24; цыплята-бройлеры, куры, утки, гуси, индейки и цесарки массой от 2 до 3 кг — 16—24, массой от 3 до 5 кг — 10—15, массой более 5 кг — 8—9 голов.

Оцените статью
АгроНовости