Владимирская порода

Выведена на племенных конефермах Владимирской и Ивановской областей в результате скрещивания жеребцов клейдесдальской и шайрской пород с местными улучшенными упряжными кобылами. В крестьянских хозяйствах, расположенных вокруг Гаврилова Посада, Юрьев-Польского и Суздаля, использовались в случке преимущественно клейдесдальские жеребцы, что способствовало дальней­шему укрупнению лошадей и приданию им упряжного тяжеловозного типа. С 30-х гг. прошлого столетия началась плановая племенная работа по разведению и типизации высококровных помесей, содержавшихся на 98 племенных фермах колхозов Владимирской и Ивановской областей.

К концу Великой Отечественной войны в районах использования жеребцов улучшающих пород был сформирован массив упряжных лошадей, близких по типу к клейдесдальским и шайрским, но более сухих, работоспособных, правильного телосложения. Организованный в 1936 г. Гавриловопосадский государственный племенной рассадник завершил многолетнюю работу по созданию новой тяжеловозной породы, которая официально была утверждена в 1946 г. как владимирская порода. Основное влияние на формирование породы оказали клейдесдальские жеребцы Лорд Джемс, Бордер Бренд и Глен Эльбин.

Лошади владимирской тяжелоупряжной породы отличаются высоким ростом, хорошо развитыми мышцами, крепкой конституцией и энергичным темпераментом. Они имеют свободные движения на шагу и рыси, хорошо приспособлены к условиям средней полосы России. У них крупная, но породная горбоносая голова, шея средней длины, высокого выхода, изогнутая, с хорошим затылком. Холка высокая, длинная, спина широкая, иногда мягковатая. Круп длинный, нормального наклона, раздвоенный. Корпус достаточно массивный, несколько уступающий советским тяжеловозам, но с хорошими округлыми ребрами. Конечности относительно длинные, достаточно сухие, но у многих лошадей отмечается значительная оброслость конечностей, что нежелательно, так как это усложняет уход за лошадью. Масть лошадей, как правило, гнедая, с крупными отметинами на голове и конечностях, реже встречаются вороные и рыжие лошади. Промеры жеребцов: высота в холке — 166,4 см, длина туловища — 173,3 см, обхват груди — 203,8 см, обхват пясти — 24,0 см, кобыл: 162,8-169,9-198,4-23,5 см соответственно.

Владимирский тяжеловоз достаточно скороспелый: в трехлетнем возрасте жеребцов и кобыл используют для воспроизводства и на сельскохозяйственных работах. При нормальных условиях кормления и содержания кобыл выход жеребят составляет 75-80%. Продолжительность заводского использования лошадей этой породы — 18—20 лет.

Отдельные лошади владимирской породы на рысистом аллюре проходят классическую дистанцию 1600 м за 3 мин ровно, т. е. укладываются в стандарт рысака. Благодаря своим ценным племенным и рабочим качествам владимирские тяжеловозы успешно используются в качестве улучшателей многих местных пород лошадей. Они хорошо приспособлены к культурно-табунным условиям содержания и в Казахстане и Бурятии используются в косячной случке.

В породе созданы генеалогические линии Литого, Холода, Стандарта и другие, а также ценные маточные семейства. Основной задачей племенной работы с породой является совершенствование типа, экстерьера и упряжных качеств животных. Работа направлена на сохранение и совершенство­вание положительных хозяйственно-полезных качеств. Главный метод племенной работы — чистопородное разведение по линиям с использованием инбридинга на выдающихся лошадей владимирской породы и кроссов. Учитывая относительную малочисленность поголовья, целесообразно провести работу по освежению крови путем приобретения в Англии и Шотландии племенных жеребцов и маток клейдесдальской и шайрской пород, близких по типу к лучшим представителям владимирской породы.

Лучшие племенные лошади сосредоточены в Гавриловопосадском (Ивановская область) и Юрьев-Польском (Владимирская область) конных заводах. Кроме того, лошадей владимирской породы разводят и на племенной ферме ООО «Ковчег» Ленинградской области. Ведется Государственная книга племенных лошадей владимирской породы.
Литовская тяжеловозная порода. Для получения крупной транспортной и сельскохозяйственной лошади в Литве широко использовались жеребцы породы шведский арден, которые по основным характеристикам были ближе к брабансонам, в скрещивании с кобылами породы жемайчу. Некото­рую роль в создании породы сыграли также русские и советские тяжеловозы. Типизацию поголовья завершили Жагарская, Неманская, Вильнюсская и Судавская государственные заводские конюшни, Кедайнянский и Таураг-ский племенные рассадники. Утверждена порода в 1963 г.

У лошадей литовской тяжеловозной породы хорошо развитая мускулатура, крепкая конституция и спокойный темперамент. Для этой породы характерен средний рост (высота кобыл в холке — 157 см), типичное упряжное сложение, хорошо развитая грудная клетка, сухость конечностей. Большинство лошадей имеют рыжую масть различных оттенков, встречаются игреневые лошади. Из недостатков экстерьера встречаются грубоватая голова, мягкая спина, косолапость, саблистость конечностей и некоторые другие. Лошади этой породы преимущественно рыжей и гнедой масти. Отличаются долголетием, плодовитостью, молочностью, здоровьем. По работоспособности они несколько уступают более крупным тяжеловозным породам, но имеют очень ровные высокие показатели во всех видах испытаний.
обслуживании овец и скота на высокогорных пастбищах. Одно время с целью укрупнения тушинских лошадей применялось скрещивание их с кабардинскими и карачаевскими лошадьми, что давало неплохие результаты.

В России литовские тяжеловозы нашли применение в продуктивном коневодстве. На Алтае в скрещивании с местными лошадьми при выведении новой породы продуктивного назначения литовские тяжеловозы показали лучшие результаты в сравнении с жеребцами других тяжеловозных пород. На кумысной ферме совхоза «Овощевод» Республики Марий Эл литовские кобылы имеют самую высокую молочную продуктивность, а кобыла Бише этой породы за 304 дня лактации дала 7002 кг молока. В Литве основное разведение породы сосредоточено в Вильнюсском конном заводе, их используют как рабочих животных, как улучшателей поголовья, кроме того, экспортируют для убоя на мясо.

Оцените статью
АгроНовости